вторник, 26 сентября 2023 г.

 «Консультация для родителей „Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте“»

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:

- развитый речевой слух

- четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание)

- знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой

- выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).

В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно. Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха. Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения: согласный – синий, гласные звуки - красный цвет.

Помимо занятий в детском саду, рекомендую дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.

«Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных). Эту игру можно использовать и дома, и на прогулке. Попросите ребенка прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т. д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков. Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т. д.)

«Длинное - короткое» (Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).

Можно искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова в которых мало звуков (нож, соль, суп и т. д.).

«Сломанный телевизор» Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность.

«Поймай песенку» Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и т. Д

«Где прячется звук» Предлагайте ребенку слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).

«Измени слово» Ребенку предлагаются картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом – домик.

«Мягкий – твердый» Предлагайте ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол или камень.

«Придумать слова на заданный звук» Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т. п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т. п.)

«Поймай нужный звук хлопком» Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].. . То же с любыми другими звуками Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов… Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т. п.

«Произнести по порядку все звуки в слове» Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д,о,м.

Не нужно бояться и думать, что это трудно, стоит только начать. Кстати, методика обучения чтению рассчитана на 30 дней. Если заниматься в системе, например, три раза в день по 15 минут, то через 30 дней Ваш ребенок начнет читать. Классическими букварями считаются Буквари Тихомировых и Н. С. Жуковой.

 Воспитатель Шелестова Н.С.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Неделя чувашского языка В подготовительной группе «Теремок» прошла тематическая неделя чувашского языка, приуроченная ко дню рождения Ив...